Все статьи

Год в роли внешнего IT-ментора: трансформация опыта, финансовые итоги и уроки для сообщества

Введение

Приветствую, IT-сообщество!

Меня зовут Сергей, и я занимаю позицию ведущего системного аналитика в Альфа-Банке с опытом работы в системном анализе более 3.5 лет. Мой путь в менторстве начался внутри компании, где я участвовал в разработке обучающих программ и успешно провел стажера от начального уровня до прохождения технического собеседования.

Изображение

Начало пути и выход на внешний рынок

После успешного внутреннего менторства и ведения еще двух джуниор-специалистов, я решил масштабировать свою деятельность. Год назад, рассматривая перспективы развития после уровня Senior и возможность дополнительного дохода, я поставил цель выйти на внешний рынок менторства. Этот год оказался невероятно продуктивным.

Я хочу предоставить честный обзор этого опыта: как я стартовал, почему первая попытка не увенчалась успехом, какие платформы использовал для поиска менти, как структурировал сессии, с какими трудностями сталкивался, финансовые результаты и, самое главное, какие неочевидные истины открылись о процессе наставничества.

Навигация по лонгриду:

  • Причины, побудившие меня заняться менторством.
  • Методы и площадки для поиска менти.
  • Детальное описание менторской сессии: от первого контакта до завершения.
  • Типовые проблемы и самые сложные запросы.
  • Статистика менторинга в цифрах.
  • Ключевые инсайты о наставничестве.
  • Итоговое мнение: стоит ли становиться ментором в текущих рыночных условиях.

Мотивация к наставничеству

Мое желание делиться знаниями тесно связано с благодарностью людям, которые помогали мне самому.

В школьные и университетские годы среди преподавателей и сверстников всегда находились те, кто охотно объяснял сложные концепции многократно, без проявления агрессии или нетерпения. Их поддержка была критически важна для моего профессионального становления.

Изображение

Я стремлюсь стать таким же наставником — человеком, к которому можно обратиться без страха за разъяснениями, с целью карьерного роста, получения желаемого грейда или решения специфических профессиональных задач.

Стратегии поиска и выбор платформ

Первоначальный поиск привел меня к двум платформам: GetMentor и Solvery.

GetMentor функционирует как открытая доска объявлений: регистрация свободна, платформа сводит стороны, а все дальнейшие договоренности (включая финансовые) осуществляются вне ее периметра.

Solvery предлагает иную модель. Это закрытая платформа, требующая заполнения анкеты и записи короткого (до 10 минут) видеоответа на заданные вопросы. Отбор здесь строгий: кандидат должен подтвердить опыт работы от 3 лет в своей области.

Летом 2024 года я зарегистрировался на обеих платформах. На Solvery мне отказали, так как на тот момент мой стаж составлял ровно 2 года и 10 месяцев — чуть меньше требуемой квоты. На GetMentor в течение следующих полугода входящих запросов не поступало.

Изображение

Вторая попытка состоялась в январе 2025 года. Я набрал необходимый опыт для Solvery и успешно прошел отбор. К моему удивлению, уже на первой неделе после активации профиля начали поступать заявки — по одной или две ежедневно. При этом практически одновременно начали приходить обращения и с GetMentor. Это вызвало одновременно радость и волнение, учитывая приближение первой платной сессии, к которой требовалась серьезная подготовка.

Структура и проведение менторских сессий

Я разделил все наши встречи на два основных формата:

  • Ознакомительная встреча.
  • Рабочее занятие.

Ознакомительный этап

Инициатором встречи выступает менти, который направляет запрос через ботов платформ или личные сообщения. Запрос может быть как детально проработан, так и весьма общим.

Независимо от формулировки, я назначаю ознакомительную встречу. Она бесплатна и проводится однократно перед началом платных занятий. Ее длительность — 15-20 минут. Цель — знакомство, точное определение запроса и оценка моей способности помочь. В случае положительного решения мы формируем план и назначаем первое платное занятие. Если я не могу помочь, я даю рекомендации по ресурсам или другим специалистам.

В моей практике был лишь один случай, когда ознакомительная встреча не потребовалась — менти имел четкое видение и был готов сразу перейти к платной работе. В большинстве случаев менти нуждаются в:

  • Сравнении нескольких менторов.
  • Уточнении своих целей или формулировании запроса.
  • *Важный аспект:** Я всегда провожу встречи с включенной камерой и, получив согласие, ставлю запись. Наблюдение показало, что большинство менти также включают видео и не возражают против записи. Запись предназначена для менти: для повторного изучения материала, анализа своего поведения (например, на имитации собеседования) или фиксации договоренностей.

По итогам ознакомительной сессии менти обычно соглашаются на первое занятие или берут тайм-аут для принятия решения (иногда не возвращаются).

Рабочее занятие

Следующий этап — платное занятие, которое в среднем длится около 1 часа. Допустимо небольшое превышение на 5-15 минут, реже — сокращение до 50-55 минут. Я не веду поминутный учет и не взимаю дополнительную плату за небольшие переработки.

Формат занятия сильно зависит от специфики запроса. Я прихожу подготовленным: с презентацией для теоретических обсуждений или с заранее подготовленными практическими кейсами.

В первые месяцы мне пришлось активно генерировать учебные материалы под конкретные запросы. В результате я сформировал собственную базу, включающую теорию, практические задачи, pet-проекты и полезные файлы, которые теперь используются повторно.

Существуют универсальные правила, независимо от стиля ведения сессии:

  • Избегать отклонений от темы («вода»). Ментору не следует чрезмерно фокусироваться на личном опыте, если это не несет прямой пользы менти.
  • Минимизировать отвлекающие факторы.
  • Создавать комфортную и расслабленную атмосферу, подчеркивая позицию «друга», а не «начальника» (например, начиная с вопроса о самочувствии).
  • Аргументировать все тезисы, опираясь на собственный опыт, общепринятые индустриальные практики или профессиональную литературу.

В качестве инструмента для видеоконференций я использую Яндекс.Телемост, который удобен, бесплатен и не имеет временных ограничений для записи. Бесплатная версия Zoom ограничена 45 минутами, а Google Meet и Telegram на момент написания статьи имеют перебои с доступом в РФ.

Для синхронизации встреч я использую Яндекс.Календарь, который присылает напоминания за час и за пять минут до начала, что помогает избежать пропусков. Записи храню в облачном хранилище, предоставляя менти доступ по ссылке. Если в записи присутствует конфиденциальная информация, я защищаю ее паролем с функцией автоудаления через 1-2 месяца.

По частоте: оптимальным является одно занятие в неделю. Реже (раз в две недели) — когда менти сильно загружен, и чаще (два раза в неделю) — при наличии срочного запроса.

Анализ запросов и самые сложные кейсы

За год я провел 51 занятие для 19 менти. На основе этой выборки можно выделить следующие категории запросов, от наиболее частых к редким:

  • Консультация по рабочему кейсу (проектирование, разработка ТЗ, решение специфической задачи).
  • Подготовка к техническому собеседованию (включая практическую отработку).
  • Обучение профессии системного аналитика с нуля.
  • Профориентация и выбор направления в аналитике.
  • Подготовка к внутреннему ассессменту.
Изображение
  • *Нестандартные обращения:** Периодически поступают запросы от HR-специалистов. Некоторые пытаются использовать платформу для хантинга (предложения о работе), другие ищут исполнителей для разового проведения собеседований. Последним я категорически отказываю, поскольку считаю неэтичным, когда интервью проводит человек, не знакомый с внутренней кухней компании, ее процессами и бенефитами.

№1. Помощь с рабочим кейсом

Это один из наиболее простых типов запросов. Обычно обращаются действующие СА, с которыми мы говорим на одном профессиональном языке. Они более мотивированы и четко понимают профессию. Измерение конечного результата здесь максимально простое.

Часто приносимые задачи являются новыми для меня, что представляет собой вызов: необходимо за 1 час погрузиться в контекст и предложить релевантное решение. Это взаимовыгодный процесс: менти получает помощь, а я оттачиваю свою экспертизу.

Изображение

Примеры запросов

№2. Подготовка к собеседованию

Типичный краткосрочный запрос (1-3 занятия). Основная задача — провести имитацию собеседования и дать детальную обратную связь.

Менти часто испытывают страх перед практическими задачами. Поэтому тестовые собесы я провожу с акцентом на практику: совместное проектирование API и БД в реальном времени, сбор требований, поиск ошибок в JSON, написание SQL-запросов. Здесь очень помогают заранее подготовленные кейсы, взятые из моего опыта или разработанные самостоятельно.

Изображение

Примеры запросов

№3. Обучение с нуля

  • *Это моя наименее любимая категория.**

Приходят люди, желающие освоить профессию СА абсолютно с нуля. Хотя это может быть дешевле покупки специализированных курсов, такой формат требует колоссальной самодисциплины и мотивации от менти, чтобы довести обучение до конца.

У меня есть готовый план обучения, и я не против такого формата, но берусь за него с осторожностью по следующим причинам:

  • Высокий процент отсева: многие забрасывают обучение после 2-3 занятий. Для полноценного освоения нужно 8-10 и более сессий.
  • Высокая вовлеченность ментора: необходимо объяснять все аспекты профессии, быть доступным для оперативных вопросов, готовить практику и проверять домашние задания.

По сути, это эмоционально затратный формат, поскольку ты вкладываешь много ресурсов в человека, который, вероятно, не дойдет до цели. Возможно, для этой категории нужен отдельный прайс-лист, но я пока считаю стоимость только за занятие, что, вероятно, является моей ошибкой.

Изображение

Для себя я выработал следующие правила для таких запросов:

  • Предупреждать, что я не веду теоретические лекции. Предлагаю самостоятельное изучение теории и источников, а на сессии мы обсуждаем результаты и практику.
  • Брать на обучение только тех, кто уже имеет технический бэкграунд.
  • Отказываться, если есть серьезные сомнения в успехе кейса.

При таком подходе процесс становится менее обременительным. Из трех человек, начавших обучение с нуля, один прекратил связь после второго занятия; двое остальных освоили значительную часть программы и почувствовали уверенность двигаться дальше самостоятельно.

Изображение

Примеры запросов

№4. Профориентация

Иногда запрос звучит как «Хочу в системный анализ», но при уточнении выясняется, что менти представляет профессию как работу с данными и Excel.

Я называю такие кейсы «профориентация», поскольку человек не до конца понимает суть направления. Я провожу занятие с использованием презентации, где детально объясняю различия между аналитиками в IT и конкретные задачи системного аналитика. После этого менти часто понимают, что это не их путь, экономя тем самым время и средства.

Изображение

Примеры запросов

№5. Ассессмент

По сути, это тоже обучение, но для действующего СА. Запрос относительно несложный: я выявляю слабые места, составляю план развития, а в конце провожу технический чек, чтобы оценить прогресс «до» и «после».

Изображение

Пример запроса

Менторинг в цифрах

За год я провел 51

Нужна помощь с автоматизацией?

Обсудим ваш проект и найдём решение

Получить консультацию